Типология жизненных стратегий. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе Моя жизненная стратегия пример

В общенаучном понимании стратегия - это генеральный, схематичный план какой-либо многоступенчатой деятельности, предписывающий ее основные направления на длительный период времени. В отличие от тактики, определяющей конкретные способы действования в зависимости от стечения обстоятельств, основная задача стратегии в том, чтобы в самых принципиальных чертах указывать путь достижения конечной цели, намечать траекторию продвижения из текущего положения к будущему желаемому состоянию. Это общее значение «тиражируется» в частных науках, изучающих долгосрочную организацию различных видов человеческой деятельности и оперирующих понятиями «криминалистическая стратегия», «маркетинговая стратегия», «терапевтическая стратегия», «военная стратегия» и т. п.

Термин «жизненная стратегия», или «стратегия жизни» получил преимущественное распространение в общественных и гуманитарных науках , а заслуга его психологического обоснования принадлежит К. А. Абульхановой. В ее работах жизненная стратегия анализируется как феномен субъектно-личностного бытия на разных уровнях - индивидуально-психологическом и социально-психологическом; комплексно обсуждаются психологические параметры, факторы формирования и реализации, типологические особенности различных стратегий жизни. Будучи сложным, многомерным образованием, стратегия жизни характеризуется с разных позиций и как способность личности строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, и как диалектика отдачи и присвоения личностью общественных благ по ходу индивидуальной жизни. В конечном итоге К. А. Абульханова определяет стратегию жизни как «способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением» .

Стратегия жизни является сложным феноменом, выражающим основные принципы познавательно-практического взаимодействия личности с собственной жизнью во всем многообразии и целостности ее реальных обстоятельств. В этой связи в психологических исследованиях сохраняется высокая доля неопределенности, многозначности относительно природы и сущности данного феномена. Разными авторами жизненная стратегия конкретизируется как: «искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла» ; «форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации» ; «способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего» ; «структура жизненных целей, развернутых во временной перспективе психологического будущего, которая характеризуется такими параметрами, как четкость, протяженность и содержание» ; «индивидуальный способ конструирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе» . Приведенные дефиниции говорят о том, что психологические представления о формировании, структуре, функциях жизненной стратегии личности еще не оформились в полноценное научное понятие. Они отличаются аморфностью, собирательностью и синкретизмом, с легкостью редуцируют стратегию жизни к другим феноменам (смыслу жизни, личностным ценностям, ценностным ориентациям, временной перспективе, жизненным целям, планам, программам и т.

д.). Косвенным свидетельством незрелости понятия является преобладание дифференциально-типологического подхода, при котором концептуальное осмысление жизненной стратегии личности заменяется описанием ее типичных вариантов.

По нашему мнению, общепсихологическое изучение жизненной стратегии может основываться на теоретическом представлении о жизнедеятельности как системной организации частных деятельностей (профессиональной, учебной, воспитательной, досуговой и т. д.), посредством которых личность стремится осуществить смысл своей жизни. Если смысл жизни — обобщенная характеристика мотивационно-смысловой стороны жизнедеятельности, то стратегия жизни емко характеризует ее операционально-техническую, инструментально-исполнительскую сторону. В отличие от смысла, определяющего ценностное наполнение жизнедеятельности и отвечающего на вопрос «ради чего жить», стратегия обеспечивает соотнесение, соизмерение смысла жизни с ресурсами его практической реализации и отвечает на вопрос «как жить». Стратегия вырабатывается личностью тогда, когда у нее возникает внутренняя необходимость в практической реализации смысла жизни, а ее оптимальность оценивается по критерию продуктивности, успешности этой реализации. При этом стратегия — не столько свод жизненных принципов или правил, сколько ценностно-прагматико-пространственно-временная «архитектоника» реальной жизнедеятельности, выстроенная личностью и призванная способствовать успеху реализации смысла. Иными словами, в стратегии жизни определенным образом увязаны между собой смысложизненные ценности, релевантные им виды деятельности, а также пространственно-временные координаты, в которых личность осуществляет или намеревается осуществлять эти виды деятельности. Как справедливо подчеркивает К. А. Абульханова, «стратегия жизни представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь» .

Стратегия жизни, таким образом, раскрывается как общий способ организации инструментально-исполнительской стороны жизнедеятельности, общий подход личности к управлению и распоряжению различными жизненными ресурсами, подчиненный задаче реализации смысла жизни. «Камнем преткновения» для конкретно-психологических исследований жизненной стратегии выступает широкое разнообразие, множественность ресурсов, которые личность вовлекает в свою повседневную жизнедеятельность. Понятно, что в реальности стратегия жизни является в высшей степени интегративным феноменом, в котором тотально представлены все возможные категории ресурсов личности как субъекта жизни. Однако в целях не только теоретического, но и эмпирического изучения должна быть выделена стратегически важная категория ресурсов, без которых основная задача личности как субъекта жизни - практическая реализация смысла - становится невыполнимой.

Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор-тренер,

системно-семейный терапевт, травмотерапевт


«Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы»

Элдридж Кливер

Интенсивность жизни современного человека приводит к тому, что зачастую ему некогда задуматься о том, чего он хочет, насколько он удовлетворен своей жизнью, так ли он живет, как планировал.

Власть над нашей жизнью приобретают работа, дела, заботы о доме, о детях. На удовлетворение насущных базовых потребностей (еда, кров, одежда, машина) мы отводим добрую половину собственной жизни, потратив лет двадцать, а то и тридцать.

И в середине жизни, как правило, задаем себе один из «вечных» вопросов: а можно ли назвать мою жизнь успешной? И что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха и насколько она зависит от нашей активности? Вот чем мы озабочены всерьез и надолго.


Можно ли научиться успеху? Среди фундаментальных знаний, которые современный человек получает в школе или в вузе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь.

Люди много веков детально изучают тычинки и пестики, скелет человека и расположение мускулатуры, математические формулы и правила грамматики, но совершенно не получают знаний о роли и значении в жизни человека сознания и бессознательного, о воли и ответственности. Не знают законов, по которым формируются и управляются группы, коллективы, законов формирования истинного партнерства как в семье, так и в деловой жизни.

Разобраться в такой сложной теме как успех, без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха.

Что такое успех и от чего он зависит?

Давайте вначале подумаем, что нам мешает насыщаться полнотой жизни? Первая трудность, с которой сталкивается практически каждый из нас – это вопрос как отделить личную жизнь от жизни, которая находится под «пристальным контролем» других : родителей, начальства на работе, коллег и друзей, мужей и жен, самого общества, в конце концов?


Многие годы в нашем сознании господствовала установка, в соответствии с которой нам предписывалось: кого любить и ненавидеть, к кому как относится, с кем дружить, на кого учиться, перед кем преклоняться и т.п. Такая установка лишила нас «права» на личную жизнь.

Наличие «двух ответственных» (человека и «еще кого-то») сформировало у нас двойной стандарт в отношении к собственной жизни. С одной стороны, мы понимаем, что успех в жизни зависит от нас самих, с другой стороны, существует личностный механизм «возложения ответственности», когда человек, снимая ее с себя, в своих неудачах, просчетах, ошибках стремится обвинить других : родителей, окружающих, общество, обстоятельства, начальство, подчиненных («не дали», «не создали условий», «не обеспечили», «не помогли», «не полюбили»).

Наличие внешнеобвиняющей позиции есть первый признак непринятия ответственности человека за все события собственной жизни. Уверенность в том, что окружающий мир должен и обязан нам дать что-то, если не по первому, то по второму требованию, сильно портит наш характер, а впоследствии и судьбу.

Другой механизм: человек во всем подражает окружающим , в одежде, в образе жизни, в привычках, и при этом он глубоко убежден в своей индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, даже оригинальности. Этот механизм самообмана, помогает человеку вести очень активную жизнь, достигать внешних успехов и удовлетворенности, но постепенно ведет к утрате своего истинного «Я».

Однако, большинству людей трудно признаться себе, что только они сами влияет на собственную жизнь, и для этого надо всего лишь пристально «всмотреться в себя», причем, достаточно самокритично.

Великий психолог, философ, К.Г. Юнг сказал: «… что самая неприятная встреча в жизни человека – это встреча с самим собой ». Отказ быть личностью и принятия ответственности за каждый свой поступок и решение, за каждое слово – это отказ от самого себя.

Первый закон философии успеха – побеждает тот, кто верит в свои лучшие качества, сильные стороны, кто всегда убежден, что они у него есть, и кто принимает себя таким, какой есть. Я не кукла, не марионетка, не воплощение чьих-то ожиданий, а тот, кем создала меня природа, я каждый день соответствую самому себе.

Представляя индивидуальную «историю» личности, можно ли говорить об общих закономерностях успеха на жизненном пути? Говоря о личной жизни, мы ищем ее не в сфере свободного времени, не в сфере досуга, не в сфере семьи, не в сфере достижения высочайшего профессионализма в своем деле (хотя, на мой взгляд, это необходимое, но недостаточное условие).

Мы также не можем исследовать личную жизнь по тому числу книг, которые успели прочитать, по той информации, которую освоили. Успех личной жизни начинается с постановки таких вопросов, как: живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли со своей неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своей жизни то, что он хочет, что может и что должен?

Иными словами, с точки зрения успеха, жизненный путь каждого человека имеет единые для всех людей критерии «измерения»: получилось или не получилось, доволен или не доволен, счастлив или несчастлив, интересно живу или неинтересно и т.д.

Но способы их реализации сугубо индивидуальны. И с этой точки зрения философия успеха – это то, насколько человек удовлетворен своей жизнью.

Это, прежде всего, чувство – чувство сложное, не всегда однозначное, но всегда обобщенное состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизнью. Испытывая разочарование в одном, мы всегда себя утешаем в другом, пытаясь подвести к какому-то балансу. При этом не замечаем, что лишь успокаиваем себя, загоняя чувство неудовлетворенности вглубь, вместо того, чтобы раскрыть причины и реально изменить себя.

Удовлетворенность – это чувство верности самому себе, подлинности своей жизни.



Закон второй: единственный критерий, который может быть истолкован, что ваша жизнь успешна – это удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Она имеет множество оттенков в зависимости от типов людей, но это, пожалуй, единственный безошибочный, поддающийся логическому объяснению критерий.

Соответственно у нас с вами есть прекрасная возможность перейти от стихийного способа проживания жизни к такому, который мы определяем сами.

Суть этого определения заключается в выборе условий и направления в жизни, в выборе образования и профессии, максимально отвечающим нашим особенностям, желаниям, способностям, а значит и максимально соответствующим нашей жизненной стратегии успеха.


Существует несколько признаков построения жизненной стратегии:

1. Выбор основного направления в жизни, определение главных целей, этапов достижения и соподчинения их.

Часто намерения человека и встречные требования жизни образуют противоречия между тем, что человек хочет, и тем, что ему предлагает жизнь.

2. Разрешение жизненных противоречий, достижение целей и планов.

Способы разрешения противоречий, желание их решать или уходить от них, зависят от особых качеств личности (духовных качеств, таких как ответственность и воля), которые вырабатываются в процессе жизни и отличаются, от способностей или характера.

Таким образом, успех зависит не только от того, в какой области человек применяет свои силы, но и как он проявляет себя.

3. Творчество человека, вернее, творческое созидание собственных ценностей, соединение своих потребностей и ценностей.

Ценность жизни, состоящая в увлеченности, непрекращающемся поиске, в удовлетворенности, есть продукт индивидуальной стратегии жизни, которая определяется самим человеком.

Наблюдая современную действительность, можно заметить, что сейчас многие нацелены на реализацию стандартов представлений об успешной жизни, предполагающих материальное обогащение. В то время, как одним из проявлений зрелости личности, является способность человека определять «порог» насыщаемости, при котором удовлетворенные материальные потребности рассматриваются, как промежуточная задача, помогающая реализовать более важные цели.

Таким образом, третий закон говорит – способность «переключать» жизненные стремления с материальных на духовные ценности, помогает человеку жить своей жизнью и у него появляется гораздо больше шансов достичь успеха и удовлетворенности .

Известный ученый ХХ столетия А. Маслоу, изучая в качестве «образца» известных людей (это были его современники, исторические личности, ученые, писатели, музыканты и т.д.) отметил, что к категории успешных можно отнести только тех, кто имеет сильную приверженность к собственным ценностям, избранной деятельности и к своей цели.

Несмотря на то, что эти люди не были совершенны и совершали множество ошибок, но всем им были свойственны такие черты:

  • принятие себя, других и природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • сосредоточенность на задаче, а не на себе;
  • более эффективное восприятие реальности и непротиворечивые отношения с ней;
  • некоторая отстраненность и потребность в уединении;
  • автономия, независимость суждений от культуры и среды;
  • нестандартность мышления и не стереотипность оценок;
  • опыт духовных и мистических, не обязательно религиозных, переживаний;
  • чувство эмпатии и сопричастности;
  • более глубокие межличностные отношения;
  • демократичность ценностей;
  • привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • большие творческие ресурсы;
  • способность выйти за рамки, например частных культурных традиций и привычной среды.
Говоря о жизненном успехе, всегда интересно еще и то, как человек относится ко времени, в котором разворачивается его жизненная перспектива. Это отношение человека к событиям во времени: прошлому, настоящему, будущему.

Многие ученые-психологи разделяют время на три вида перспектив. Психологическая перспектива – способность представлять свое будущее, прогнозировать его. Личностная перспектива – способность не только видеть будущее, но и готовность к настоящему, умение его организовывать.

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для личности максимальную возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива не всегда открывается тем, кто обладает психологической и личностной перспективной, то есть способен видеть будущее и обладает потенциалом, возможностями, зрелостью.

Человек, обладая личностной перспективной при отсутствии выработанной жизненной позиции, может быстро исчерпать свои возможности и способности, попадая в критические периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, стрессами. Часто она открывается тому, кто в настоящем создал систему оптимальных опор (т.е. имеет много разнообразных возможностей), в виде уникальных отношений, жизненной позиции, ценностей.

Поэтому четвертый закон успеха гласит – каждый человек должен знать, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, сделать ее другой .

Здесь хочу привлечь внимание читателей именно к этой формулировке, так как «перспектива стать лучше» (по-другому говоря, перспектива измениться), является индивидуальным способом жизни. Это индивидуальная траектория проявления жизненной активности и инициативности, выбор средств и способов самовыражения.

Стратегия является неким универсальным законом, способом реализации человека в различных сферах жизни. А поскольку каждый строит свою жизнь сам, то и стратегия является индивидуальным открытием каждого.

Авторитетный современный философ, психолог, академик К.А. Абульханова-Славская сказала: «В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам. Принципиальная разница состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, а другой использует лишь то, что имеет в наличии ».

Подводя итоги, можно сказать, что личный успех невозможен по чьей-то указке. Мы являемся участниками в известном смысле уникального проекта – себя, как источника жизненных перемен, событий и поступков, как «кладези» новых, и еще никогда не испробованных возможностей, сил, способностей, стремлений.

1

В статье рассмотрена сущность жизненной стратегии и ее типологии. Теоретический анализ определений понятия «жизненная стратегия» и выделение их признаков позволили сформулировать авторское определение понятия. Жизненная стратегия – это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию. Изучение типологий жизненной стратегии способствовало выявлению ее типов, которых придерживаются учащиеся старших классов, а также выбору для формирования жизненной стратегии у старшеклассников такого её типа, как творческая уникальность, который позволяет школьнику моделировать свое будущее.

жизненная стратегия

признаки жизненной стратегии

старшеклассники

формирование жизненной стратегии

типологии жизненных стратегий.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практиче-ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.

5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.

8. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1984. – 226 с.

10. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.01.2016).

11. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 25.01.2016).

12. Легостаев Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2 (114). – С. 92-98.

13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.

14. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 38-44.

15. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995. – 69 с.

16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.

17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.

18. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 18.01.2016).

19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.

20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.

Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии .

В настоящее время существует несколько определений понятия «жизненная стратегия». Впервые этот термин был раскрыт (1933) Шарлоттой Бюлер. Жизненный путь личности она определила как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике. С.Л. Рубинштейн, в отличие от Ш. Бюлер (1935), рассматривал понятие «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности .

Более точное определение понятия «жизненная стратегия» было сформулировано К.А. Абульхановой-Славской (1991), в котором главным признаком является не самосовершенствование, как у С.Л. Рубинштейна, а индивидуальные особенности человека. Она определила его как способность проектировать жизнь с учетом своих индивидуальных особенностей, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями человека . Исходя из определения, данного К.А. Абульхановой-Славской, можно выделить следующие три основополагающих признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации и творческого поиска.

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают понятие «жизненная стратегия» как способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего . В данном определении просматривается идея, которая заключается в том, что жизнь личности строится в соответствии с ее направленностью в будущее. Однако в определениях рассматриваемого понятия отечественных ученых отсутствует такой признак, выделенный ранее К.А. Абульхановой-Славской, как учет индивидуальных особенностей человека, необходимый в процессе формировании жизненной стратегии.

С точки зрения О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2001), «жизненная стратегия» - это такой способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной . Главный акцент в этом определении сделан на реализацию жизненных целей человека, позволяющую сделать его жизнь более качественной.

По мнению П.Г. Постникова (2005), «жизненная стратегия» - это целевой ориентир всей образовательной системы, необходимый для создания условий, которые способствуют: гармоничному развитию личности школьника на разных этапах получения образования, оказывая влияние на формирование его жизненной позиции; осознанию учащимся своего жизненного призвания, определению им способов реализации поставленных целей в жизни - одним словом самовоспитанию . Предложенное П.Г. Постниковым определение отражает универсальность понятия «жизненная стратегия» и содержит учебно-воспитательные возможности, благодаря которым учитель может способствовать формированию у школьников самостоятельности в процессе проектирования жизненной стратегии в процессе учебно-воспитательной деятельности.

О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни . В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.

Предложенные разными учеными определения понятия «жизненная стратегия» можно сгруппировать по таким признакам, как сосредоточенность на самопродвижении личности (Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн; П.Г. Постников), терминальные и инструментальные ценности-цели (К.А. Абульханова-Славская; О.А. Воронина; А.Е. Созонтов; О.С. Васильева, Е.А. Демченко), создание условий для улучшения качества жизни (Л.Г. Бузунова, М.Р. Плотницкая, Н.Л. Шапошников, О.В. Рудакова), планирование будущего (Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова; М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс; В.А. Берковский, М.А. Белугина; Д.Ю. Чеботарева).

В результате анализа определений понятия «жизненная стратегия» и выявленных ее признаков, была предпринята попытка сформулировать авторское определение. Жизненная стратегия - это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию.

Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.

Е.И. Головаха и Н.В. Панина (1988) определили следующие два типа жизненных стратегий людей, в зависимости от отношения к жизни - «созерцатели» и «практики». «Созерцатели» отличаются внутренней активностью, глубиной чувств и мыслей. К недостаткам «созерцателей» относится ограниченность мечтами и фантазиями, проявляющаяся в неготовности реализовать их в жизни. Особенностью людей практического типа активности является их наделенность быстрой реакцией и действием на внешнее влияние. Слабой стороной людей-практиков является их неспособность к анализу последствий действий .

С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо .

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего .

Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни - это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества .

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:

1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;

2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;

3) активная типичность, выражающая конформистское желание личности «быть как все», когда все её действия направлены на реализацию общепринятых целей и ценностей;

4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества .

Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная - способствует духовному развитию и личностному росту .

А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:

  1. тип «иметь» - направленность личности на достижение социального успеха, высокого статуса, возможности безграничного приобретения и потребления. Наиболее предпочитаемыми ценностями являются: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждение и др.;
  2. тип «не иметь и не быть» - направленность на приспособление к социально-экономическим условиям. К приоритетным ценностям, транслируемым из поколения в поколение, относятся: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
  3. тип «быть» - направленность на творческую самореализацию, поддержание условий, обеспечивающих благополучие близких, значимых людей. К числу важнейших ценностей относятся: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
  4. тип «иметь против быть» - ориентация на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Эти два стремления находятся в конфликте, в связи с чем, жизненная цель является неопределенной. В результате проявляется ценностный кризис, который выражается в принятии «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых);
  5. тип «иметь, чтобы быть» - направленность на достижение успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. К жизненным ценностям относятся: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

М.Р. Плотницкая (2008) выделила прогрессивный и рецептивный типы самореализации. Характерными чертами прогрессивного типа стратегии самореализации является внутренняя стратегия достижения и самоактуализации человека в обществе, которая проявляется в гармоничном восприятии мира и себя в нем, а также в высокой степени саморефлексии. Рецептивная стратегия самореализации - это внешняя стратегия «потребления» социальных успехов и благ личностью. Рецептивная стратегия самореализации отличается от прогрессивной фрагментарностью, отсутствием целостной концепции себя в мире, доминированием социальных факторов в процессе самореализации, а также ограничением жизненных сфер самореализации .

Принимая во внимание характер и меру рациональности стратегий, Е.Н. Бондаренко (2009) разработала следующую типологию жизненных стратегий молодежи: «прагматик», «профессионал», «плывущий по течению», «иждивенец», «игрок». Целерациональное начало, по ее мнению, в большей мере присутствует в таких типах стратегий жизни, как: «прагматик», «профессионал» и «иждивенец». Ценностно-рациональное начало проявляется в жизненных стратегиях «игрока» и «плывущего по течению» . Приоритетной стратегией «профессионалов» является образование. Реализация этой стратегии возможна благодаря их академической мобильности. В отличие от «профессионалов», которые заинтересованы в жизненном успехе, «плывущие по течению» не занимаются проектированием жизненной стратегии. Для «иждивенцев» характерным признаком является отсутствие системы жизненных ценностей. Это можно объяснить низкой самооценкой обладателей данного типа, побуждающей их подражать другим, что мешает проявить индивидуальность в конструировании стратегии своей жизни. Доминирующим ресурсом «игроков» является удача. «Прагматики», напротив, строят жизненную стратегию в соответствии с главной целью жизни. Их отличие от «профессионалов» выражено ориентацией на реализацию себя в карьере .

Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:

Конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;

Инновационные - ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;

Доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;

Доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;

Бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек .

Л.И. Дементий и В.Е. Купченко (2013) в качестве параметров выделения жизненного целеполагания и способности оказывать влияние на свою жизнь выделили три типа жизненных стратегий: «фаталистический», «самореализующийся» и «конформистский» типы. Представители «фаталистического» типа стратегии жизни характеризуются отсутствием жизненных целей и временной перспективы. Хорошее знание своих индивидуальных особенностей и потребностей, а также готовность к спонтанным поступкам присущи людям с самореализующимся типом жизненной стратегии. Обладатели конформистского типа стратегии жизни считают, что их жизнь находится в руках окружающих людей .

Изучение и анализ разработанных учеными типологий жизненных стратегий необходимы для определения типов, которых придерживаются учащиеся старших классов. Выполненная работа способствовала выбору такого типа стратегии жизни, как «творческая уникальность», предложенного Е.П. Варламовой и С.Ю. Сделанный выбор можно объяснить тем, что ключевая идея данного типа жизненной стратегии заключается в принятии старшеклассником субъектной позиции в процессе проектирования и реализации своей жизненной стратегии. Роль учителя в данном процессе заключается в том, что формируя творческую уникальность старшеклассника, он оказывает помощь старшему школьнику не только в формировании жизненной стратегии, но и создает условия для того, чтобы выпускник общеобразовательной школы смог занять активную позицию в жизни и включиться в созидательное преобразование своего будущего.

Библиографическая ссылка

Илаева Р.А., Савина Н.Н. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ ТИПОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 18.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

Прочитано: 2 148

Выживание заложено в нас генетически. Об этом позаботилась эволюция. Неприспособленные к выживанию особи вымирали, остальные – развивались и шли вперед. Постепенно человечество выработало 4 жизненные стратегии, о которых сегодня особенно интересно рассказывает Радислав Гандапас. По его лекциям сделана данная статья, в которой перечислены основные стратегии и названа лучшая стратегия в жизни.

Основные стратегии жизни

Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:

  • риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
  • ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).

Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.

Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.

Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.

Формирование стратегии в жизни

Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.

  • «Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.

  • «Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.

  • «Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.

Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.

Если заменить «риски» на «напряги» (как сильно мы готовы напрягаться для достижения целей), а «ресурсы» на «ништяки» (какой объем благ, ценностей нам хочется иметь), то матрица стратегии жизненной легко превращается в матрицу личного успеха.

Возможна ли стратегия новой жизни

На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.

В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:

  • сломать сформированные стереотипы;
  • повысить собственные амбиции;
  • понять цель движения вперед;
  • разработать собственную стратегию развития;
  • выйти из «зоны комфорта».

Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.

Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.