Семья воскресенской анны. Семейная политика – понятие конкретное Заместитель главного врача, Заслуженный врач РТ, врач высшей квалификационной категории по педиатрии и организации здравоохранения

Как в теории устроены семьи православных старообрядцев - единоверцев. Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века - времени слома многовекового уклада русского народа - были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.

, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:

Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу , вечером - павечерницу , посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.

, головщик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:

Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое

Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал , если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей - будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.

Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином - можем и покадить.

В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал - это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.

В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза - это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.

У нас такая домашняя традиция: читаю детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста

У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай - знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу - всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.

В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники . Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой - всё приходит со временем и через любовь.

Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры на кроватях, на полу - коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы - в каждой комнате. Да всё как у всех.

Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя - всегда.

Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. - В.Б. ) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.

Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.

Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы - по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским - и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак - не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, - надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.

Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес.

Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.

, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):

Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие

Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.

Молимся мы обычно полунощницу - как и положено; а если проспали или другая какая оказия - делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу.

Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки , пояса, кацея и устав - непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.

Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать.

Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка , а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.

Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.

Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты - так и проходит каждый день.

, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:

Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей.

Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном - павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» - «Бог тя простит, и ты меня прости». - «Христос посреди нас». - «Есть и будет». И дети идут спать.

В храм детей беру по очереди - они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.

Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.

Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.

Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.

Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.

Важно максимальное участие отца в воспитании детей, особенно мальчиков

С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.

Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми - по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.

и Смирновы , единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:

У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят храм. Стараемся соблюдать все посты.

Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.

Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее.

У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности - 16 человек.

Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Служба полунощницы напоминает нам о пришествии Христа. В современной практике старообрядных приходов чаще всего совершается утром, предваряя богослужение. Применяется в единоверческих семьях в качестве утренних молитв. Бывает повседневной, субботней и воскресной.

Порядок молитв: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю Небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се, Жених грядет в полунощи» и другие по Часослову; «Господи, помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»; «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое; «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва. Затем отпуст.

На субботней полунощнице вместо 17-й кафизмы читается 9-я, вместо тропарей «Се, жених» читаются тропари «Не созданное естество» и другие.

В воскресной полунощнице после 50-го псалма читается канон Троице припевы Григория Синаита; Трисвятое; по «Отче наш» кондак гласу; «Господи, помилуй», 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»; иерей: «Боже, ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Павечерница малая – общественное богослужение, совершаемое вечером, т.е. «по вечеру», после ужина, перед отхождением ко сну. Применяется в единоверческих семьях в качестве вечерних молитв. Порядок молитв: «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи, помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, Отче»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды, «Господи, благослови»; отпуст; прощение и помянник.

Война - это самое страшное, что может быть на земле, это самая большая человеческая глупость. Она забрала очень много жизней и оставила большой след в истории нашей страны.

Почти у каждого человека в Москве или в других городах и селах России есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

У меня тоже есть такие родственники.

Это Валерий Викторович Воскресенский, Калерия Григорьевна Воскресенская, Иван Михайлович Зотов, Сергей Михайлович Зотов и Александр Степанович Смоликов.

Валерий Викторович Воскресенский

Мой дедушка со стороны папы.

Он служил в военно-морском флоте в отделе контрразведки (ловил шпионов и диверсантов), он выполнял секретные задания, поэтому нам удалось найти крайне мало подробной информации о его боевом пути.

Но в нашей семье сохранился его китель с медалями и орденами.

Среди них есть 3 ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. Кроме этого, есть медали «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа».

Еще в нашей семье сохранилась книга о военных контрразведчиках, где одна из глав посвящена моему дедушке. Она повествует о том, как он и рассказчик ловко разоблачили резидента гитлеровской разведки.

Валерий Викторович прошел всю войну и после ее окончания оставался на боевом посту.

В частности, свой орден Красной Звезды он получил в 1949 г. за перевод отошедших к России военных кораблей со Средиземного моря на Черноморский флот.

Калерия Григорьевна Воскресенская

Моя бабушка со стороны папы.

Она тоже воевала: сначала в Крыму в геометеобатальоне, потом дальше в Европе.

Когда началась война, ей было 16 лет, но как только ей исполнилось 18, она пошла воевать. Прошла всю войну.

Иван Михайлович Зотов

Мой прадедушка со стороны мамы.

Еще до войны мальчишкой он потерял одну ногу и поэтому его не взяли на фронт.

Он стал работать учителем в сельской школе, позже стал директором, хотя и был тогда совсем молодым учителем.

Дедушка возглавлял районную школу до самой пенсии, получил звание Заслуженного учителя России.

Сергей Михайлович Зотов

Мой двоюродный прадедушка, родной младший брат Ивана Михайловича.

Ему было всего 18 лет, когда началась война.

Его призвали на фронт и отправили на 3 месяца на курсы взводных, после этого прадедушка сразу попал на передовую, на Сталинградский фронт, но, к сожалению, он погиб через 3 дня после этого в бою.

Иван Михайлович Зотов назвал своего старшего сына (моего дедушку) Сергеем в память о своем брате.

Александр Степанович Смоликов

Мой второй прадедушка с маминой стороны.

Он был кадровым военным, закончил войну в звании подполковника и был начальником химической службы 115 стрелковой Холмской Краснознаменной дивизии.

Был ранен в бою.

Прошел всю войну до самого Берлина, совершил много подвигов, за что получил орден Красной звезды и орден Отечественной войны 1-й степени, много медалей.

Свидетельством его подвигов стали наградные листы, сохранившиеся у нас. «…благодаря смелым действиям, личным примером воодушевил подразделения 292 сп, подняв последние в атаку на занятие высоты. Опорный пункт немцев был занят с незначительными потерями», — гласит один из листов.

Или - « Когда части дивизии захватили трофейное оружие, в том числе и тяжелый минометный аппарат с минами, майор Смоликов быстро его освоил, и из трофейного минометного аппарата «Скрипуха», работая один и заменяя всех номеров расчета, уничтожил: штаб немецкого батальона, 5 автомашин, 15 лошадей, минбатарею и около 195 солдат и офицеров противника».

Каждый праздник 9 мая справляется в нашей семье как очень важный праздник, ведь у нас такие родственники-герои!

В нашей стране таких героев миллионы, и каждый пытался хоть что-нибудь сделать ради победы. Такое никто не должен забывать!

Я горжусь своими предками!

Бывший главный педиатр Челнов изложил 6 принципов правильной организации частно-государственного партнерства в области здравоохранения

На сегодня в автограде насчитывается свыше 200 частных клиник, кабинетов, лабораторий, в которых медики принимают и лечат больных, а как они это делают - никто не знает. Точно так же нет статистики, сколько врачей и среднего медперсонала в них работает. Между тем количество челнинцев, обращающихся в частные клиники, с каждым годом растет. Например, на сегодня 50% пациентов услугу УЗИ получают именно у частников. В то же время коммерческая и государственная медицина все время оказываются по разную сторону баррикад. А можно ведь и договориться, считает заместитель главного врача частной набережночелнинской клиники «Танар» Александр Зотов. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он поделился своими идеями, направленными на выправление ситуации.

.

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ИДЕТ НА УЗИ В ЧАСТНУЮ КЛИНИКУ

Недавно в Набережных Челнах, к моему сожалению, отменилась запланированная выставка «Медицина. Здоровье-2014», в рамках которой намечалось проведение конференции на тему частно-государственного партнерства. Однако желание высказаться по этой теме не исчезло. Вопрос этот очень сложный. И официальная медицина старается его не затрагивать, потому что никто не знает, что с частной медициной делать.

Уже пять лет, как я перешел в частную медицину (в семейную клинику «Танар») из государственной и с самого начала занялся подсчетами - сколько нас и какую долю от общего числа медицинских услуг в городе мы занимаем. Это дело оказалось не таким-то простым - никто и нигде статистику не ведет: ни в управлении здравоохранения, ни в минздраве мне точную цифру так и не озвучили. Сначала назывались цифры от 60 до 80 клиник и частных кабинетов. Полгода назад уже говорили о 214 частниках. То есть у нас в городе на сегодня более 200 ООО, ИП, ЧП, кабинетов, лабораторий, где медики принимают и лечат больных, а как они это делают - никто не знает. И это в цивилизованном городе в XXI веке! Никто не знает, сколько врачей и сотрудников среднего медицинского персонала работает в частной медицине. И нет человека, который бы объединял в нашем городе в своем лице частную медицину.

Надо отметить, что в других городах в этом смысле дела обстоят не лучше. Хотя в Казани главврач центра медицинской косметологии и здоровья Рашид Акберов является председателем частных медицинских учреждений. В Самаре есть даже президент частной медицины. А у нас никого. Каждый сам по себе. Поэтому я взял на себя смелость четыре года назад собрать руководителей пяти-шести крупных частных клиник Челнов и предложил сотрудничество. Я предложил для начала собрать статистику, чтобы было ясно, какую долю мы, частники, занимаем в системе здравоохранения Челнов. Надо сказать, результаты удивили всех.

Оказалось, что доля велика. К примеру, такую услугу, как УЗИ, в частных клиниках четыре года назад получали 30 - 40% пациентов от общего числа прошедших эту процедуру. Спустя пару лет этот показатель составил уже выше 50%. И эта статистика, напомню, только по нескольким крупным клиникам. С этой цифрой нельзя не считаться. То же самое по стоматологам. Оказывается, каждый пятый в 2010-м году лечился у частного стоматолога, а спустя пару лет - уже каждый четвертый. Поток пациентов к частникам каждый год растет. Если пять лет назад наша клиника принимала 300 - 400 человек в неделю, сегодня к нам приходит около 2 тыс. человек. Что это? Люди разочаровались в государственной медицине или стали больше болеть? Думаю, без взаимного диалога мы точно на эти вопросы не ответим.

НЕБОГАТЫЕ ЛЮДИ ТОЖЕ ХОТЯТ ЗА ДЕНЬГИ ПОЛУЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ

Когда мы говорим о частно-государственном партнерстве в медицине, все упирается в деньги: частники либо требуют от государства повысить стоимость услуг, чтобы пациенты за эти же деньги приходили в негосударственные клиники, либо просят площади, либо просят выделения средств у больничной кассы. На этом заканчивается наше частно-государственное партнерство. Но ведь дело не только в деньгах, площадях и софинансировании. Обидно, что частная медицина говорит только на языке денег. Коммерческая и государственная медицина все время оказываются по разную сторону баррикад. А можно ведь и договориться.

Совершенно очевидно, должен быть план совместных мероприятий в рамках частно-государственного партнерства управления здравоохранения города и частных медицинских учреждений на ближайший год, который я собираюсь предложить на ближайшей планерке с главными врачами в горздраве Челнов.

Первое: нас все же надо посчитать. Очень скоро цифра 214 станет неактуальной - Набережные Челны ожидают наступления частных медицинских монстров, с которыми не считаться нельзя. И может так получиться, что они будут устанавливать свои правила игры.

Второе: необходимо определить долю частной медицины, и если она действительно так велика, мы тогда должны знать, какие диагнозы и в каком количестве мы выявляем и что с этим делать дальше. Почему частная медицина сегодня не может решить проблемы государства? Потому что у нас нет диспансеризации, профосмотров, массовой вакцинации. И еще много чего нет. Сегодня понятие «диспансеризация» в частной медицине отсутствует вообще. Понятно, что и в государственной медицине оно чаще условно, но все же оно там существует. А в частной и перспектив таких не просматривается.

Меня спрашивают: «А зачем это нужно? Люди к нам после лечения не придут». Неправда! Я еще пять лет назад говорил о необходимости введения диспансеризации в нашей частной клинике. Тогда я попросил каждого из врачей пригласить своих пациентов через месяц после лечения на прием. Особенно это касалось гинекологов, неврологов. Мы думали, придут два-три человека, а пришли 90% тех, кого мы обзвонили. Люди нашли время, не пожалели денег. И не надо думать, что больной человек придет к врачу только тогда, когда у него уже само что-нибудь отвалится. Это миф! К частным докторам сегодня приходят небогатые люди. Они тоже хотят за деньги получить человеческое к себе отношение.

Третье: как можно чаще совместными усилиями проводить декадники, средники по профилактике и выявлению на ранних стадиях заболеваний, а также диагностику, скрининг и прочие профилактические мероприятия. Наша клиника год назад присоединилась к международной акции «Розовая ленточка» по профилактике рака молочной железы у женщин. Для этого мы предложили объединиться и государственным учреждениям, и частным. Ни для кого не секрет, что рак по смертности в Челнах вышел на второе место. Огромное количество женщин приходит с раком груди к врачам, но, к сожалению, поздно. В итоге мы для проведения акции объединили клиники, которые имеют в наличии маммографы и УЗИ. Вместе мы посмотрели около 900 женщин. Буквально в первый же день пришли две пациентки с запущенной стадией рака. За декаду было выявлено около 15 - 18 человек с предраковым состоянием. Тогда наш отчет по декаднику даже в Москву увезли, чтобы продемонстрировать там успешный опыт сотрудничества государственных и частных клиник. Получается, мы можем дружить и помогать друг другу в лечении людей. И такой декадник можно провести уже в ноябре, когда в городе вновь пройдет акция «Розовая ленточка».

Четвертое: предлагаю руководителям крупных частных лечебно-профилактических учреждений собираться на планерках главврачей, а также тем частно практикующим докторам, которые имеют оригинальные методики лечения, интересные формы работы. На самом деле, в частной медицине Челнов работают солидные люди, которые сами себя сделали, а не ставленники. Это сильные руководители с нестандартными принципами работы. А у нас в городе к ним относятся исключительно как к источнику дополнительного финансирования в случае массовых праздников. Есть в городе и интересные методики в частных клиниках, и о них надо рассказывать.

В ЧАСТНУЮ МЕДИЦИНУ ПРИХОДЯТ ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Пятое: очень хотелось бы, чтобы у каждой клиники был хоть какой-то отчет - пусть небольшой. Не надо чемодан бумаг, который требуют в горздраве. Частники ведь как рассуждают: «Я деньги плачу и ни перед кем не отчитываюсь». Но есть вещи, которые частная медицина должна знать обязательно. К нам сегодня приходят особо опасные инфекции. С Украины в Челны приехали беженцы. Сколько там инфекций - никто не знает. Вакцинация на Украине проводилась весьма условно. Мы сегодня боимся полиомиелита, дифтерии. Беженцы ведь приходят в частные клиники, и помощь здесь им оказывается разово. А люди из других стран, оказавшиеся в Челнах, тоже не приходят обследоваться и лечиться в бюджетные учреждения. Получается, частные клиники, проводя вакцинацию, должны передавать своих пациентов с рук на руки своим коллегам из государственных поликлиник. Но этого не происходит. Более того, когда в частной клинике назначается лечение - инъекции, массаж, капельницы - и пациент идет в городскую поликлинику, там его часто разворачивают со словами: «Раз частная клиника вам назначила, пусть там и делают». Это в корне неверно.

Шестое: сегодня много говорят о социальной ответственности бизнеса. Рискну предложить частным медикам такую практику. Когда в Челнах открывают кафе или магазин, его обязывают благоустроить площадь вокруг здания - заасфальтировать, озеленить, цветочки посадить. У нас в городе не менее сотни частных стоматкабинетов. Почему бы каждому такому кабинету не взять в нагрузку один класс из рядом расположенной школы? Если ты в неделю одного ребенка посмотришь, не обеднеешь. 100 классов по 25 человек - и мы уже совершим революцию. Понимаю, что это решение не на уровне управления здравоохранения и даже не на уровне минздрава РТ. Возможно, только президент уполномочен давать подобные задания. К примеру, можно еще на стадии оформления лицензии на оказание медицинских услуг подобную общественную нагрузку сделать одним из обязательных условий частной практики.

Государство сегодня вкладывает огромные инвестиции в ремонт и оснащение больниц, внедряет новые технологии. Я убежден, что наша медицина самая правильная в мире. Ни в одной стране мира нет профосмотров, диспансеризации, патронажа новорожденных. Да, мы сегодня подходим к принципам платной медицины. Но частная медицина никогда не поглотит государственную. И мы должны искать общие точки соприкосновения, стараться говорить на одном языке, чтобы вместе стоять на страже здоровья человека.

Александр Зотов

Александр Зотов родился 15 апреля 1949 года в Казани. В 1972 году oкончил педиатрический факультет Казанского медицинского института. После окончания института 6 лет проработал участковым педиатром в детской поликлинике Кировского района Казани. В 1978 поступил в ординатуру на кафедру профессора Вяткиной. После окончания ординатуры три года проработал заведующим отделением детской поликлиники №5. Переехав в Набережные Челны в 1980 году, занял должность заместителя главного врача первой детской больницы, а затем спустя 9 месяцев был назначен исполняющим обязанности главврача детской больницы Медгородка.

С 1981 по 2010 год был главным педиатром города. После ухода на заслуженный отдых перешел на работу в частную семейную клинику «Танар» заместителем директора по развитию.

Зотов является заслуженным врачом РТ, Отличником здравоохранения СССР, имеет звания «Учитель года», «Учитель, дарующий свет». Является кавалером золотого знака «Служитель Сердца и Розы» за создание программы «Семья и семейная политика», президентом скаутского движения в Набережных Челнах, зачинателем методики дородовой педагогики «Сонатал» в автограде.

Семья как структура переживает кризис - не зря

В Челнах эту работу начали ещё раньше: в 2013 году в городе приняли программу, которую на общественных началах осуществляет группа энтузиастов. И ряды их не редеют.
О городском проекте «Семейная политика» рассказывает его руководитель заслуженный врач Татарстана, вырастивший троих детей, Александр Зотов.

Сто браков - 98 разводов

Александр Николаевич, вы 30 лет были главным педиатром горздрава, 25 лет . А к необходимости внедрения специальных мер по защите семьи как пришли?

Фото: АиФ/ Из личного архива

Через вопросы детского здоровья. Это лакмусовая бумажка: болезнями они часто реагируют на неблагоприятный климат в семье. Но не всегда у родителей есть ресурсы, чтобы что-то изменить.
Нужно дать опору, которая поможет семье устоять на крутых поворотах.

Причём надо помогать не только в разгар семейного кризиса, но и вне его. Например, наладить совместное времяпрепровождение родителей и детей - предложить ещё что-то, кроме выходов в торговые центры по воскресеньям.

В 2002 году на 100 браков в Челнах приходилось 98 разводов. В прошлые годы благодаря усилиям многих служб города - администрации, ЗАГСа, ведомства образования, социальных служб - снизили эту цифру почти в два раза.

- «Врагов» у семьи много, но что особенно разрушительно действует в последнее время?

Сосредоточенность на материальном. Все хотим переплюнуть соседа, постоянно в стрессе, потому что у нас ожидание больших успехов от себя, мужей-жён, детей. Сейчас же ситуацию обострил кризис, а в моногородах семьи особенно уязвимы при экономических катаклизмах.

Кризисы кризисами, а детство наших детей не повторится.Много ли у вас времени спокойно поговорить с ребёнком о чём-то, кроме бытовых вопросов? Опросы показали - несколько минут в день. Да не может быть, говорят нам папы-мамы, мы же всё время на телефоне. А вы послушайте, что спрашиваете, - что поел, как оделся, выучил ли математику. Так это не забота, а гиперопека.

Передумали

У вас получилось организовать не разовое, а системное обучение с большим количеством людей. Челнинских специалистов, ведущих семейную программу, несколько раз приглашали для обмена опытом в Госдуму России. Как построена работа?

Она имеет несколько уровней. Первый - работа с семьёй ещё до её создания. Каждую неделю во Дворце торжеств при ЗАГСе собирается 20-30 пар (а сначала их было 3-5), перед которыми выступают психологи и врачи. Проблемы в браке можно разобрать в Школе мужа и жены - тоже при ЗАГСе. Её прошли за три года более 100 семейных пар.

А если всё-таки появились мысли о разводе, то можно проконсультироваться у медиатора - анонимно, бесплатно и добровольно.

Как говорит психолог Елена Зобнина , ведущая эту работу, к желанию развестись приводят не глобальные нестыковки, а мелкие обиды и недомолвки, неумение слышать друг друга. Основная доля разводов случается у пар, проживших от 1 до 5 лет, сказывается неопытность пары. Медиатор помогает договориться по сложным вопросам и учит правмльно ссориться. После работы с психологом откладывает решение о разводе каждая третья пара.

Хочу отметить, что все специалисты работают бесплатно, за идею. Просто подобрались такие люди, которые хотят делать что-то важное.

Чужих нет

Отдельного упоминания заслуживает челнинский Союз отцов, опыт которого перенимают не только другие города, но и регионы.

Да, очень эффективный проект получился («АиФ-Казань» с его руководителем Юрием Солёновым).

А сподвигла на создание организации тоже острая проблема - отстранение пап от воспитания детей. Ведь разводы чем плохи? Тем, что ребёнок чаще всего воспитывается только мамой и бабушкой. К тому же мы сегодня живём не общинно, семьи сегодня всё больше изолируются, каждый в своей коробочке, между работой, уроками и кухонной плитой. Насколько сужается мир для ребёнка!

Да и в полных семьях роль многих мужчин сузилась, свелась к роли финансового источника. А ведь они хотели бы больше общаться с детьми, им только нужны подходы, а может, и общество таких, как они. Союз начался с Парада отцов в 2010 году: несколько успешных пап вышли на сцену с детьми. Пару лет назад, к примеру, поднялся на трибуну челнинец, который, будучи без ног, один воспитал двоих детей. За 6 лет в Параде отцов приняли участие больше тысячи пап.

Спустя четыре года начали проводить большой Марш отцов, своего рода мастер-класс, как можно проводить время с чадами. Папы и дети гоняли мяч, лазили по верёвочному парку, тянули машины.

Пару недель назад стартовал «Отцовский квест». В течение 21 дня 30 отцов каждые три дня получают задание, которое они должны обязательно выполнять вместе с ребёнком. Сделать доброе дело, сходить всей семьёй в зимний поход, ввести новую семейную традицию и т. д. Число участников мероприятий Союза отцов с каждым годом увеличивается кратно.

Один из принципов Союза отцов и объединения скаутов в Челнах - «Нет чужих детей, есть окружение моего ребёнка». Упрощённо: пошёл с детьми в музей - возьми соседского мальчишку.

- А как появился Университет для родителей?

В городском дворце детского творчества родители собирались в течение нескольких лет - поговорить с интересными людьми. А однажды два года назад пригласили гинекологов, педиатров и специалистов по семье. Разговор получился очень интересным, поэтому имел продолжение на несколько лет. Если на еженедельные субботние занятия приходили единицы пап и мам, то сейчас бывает и больше сотни.

Вопрос, вести или не вести в школе предмет «Этика и психология семейной жизни», все ёще обсуждается, а в Челнах взяли и начали проводить семьеведение.

Да, ведь не каждый станет врачом или учителем, а вот папой и мамой - обязательно. Одна из главных проблем - подготовка специалистов. Их не хватает, и поэтому сначала обучают семьеведению студентов-педагогов, они идут к старшеклассникам на факультатив. У школьников глаза горят, так им это интересно. Потому что жизненно!

Княжна Татьяна Константиновна Романова

Царевен в сказках доблестно спасали,
А подлинных царевен не спасли.
В. Солоухин

Это только у сказочных принцесс жизнь складывается счастливо. Путь настоящих царевен всегда был нелегким, за богатство и почести приходилось расплачиваться и любовью, и простым женским счастьем, а иногда и жизнью. А за длинными титулами и придворными церемониями со стороны трудно было заметить любящие и страдающие человеческие души…

23 января 1890 года у Великого Князя Константина Константиновича родилась дочь. Девочку назвали в соответствии с церковной традицией – по святцам – Татьяной. В честь ее рождения отец пожертвовал для иконы св. Татьяны, которая размещалась на фасаде домового храма Московского Университета, золотую лампаду.

Историю одной из русских царевен нужно, конечно, начать с рассказа о ее семье. Ее отец стал одним из самых знаменитых Великий Князей благодаря своим стихам – написанные в классическом стиле, гармоничные (у Князя был прекрасный вкус), многие из них были положены на музыку, в том числе самим Чайковским. Как и многие Романовы, Константин Константинович был очень религиозным. Остались воспоминания близких о том, что в юности он мечтал о монашестве. Однажды он даже обратился с такой просьбой к своему двоюродному брату – Императору Александру III – но в ответ услышал: «Костя, если мы все уйдем в монастырь, кто будет служить России?» А через много лет юношеская мечта Князя исполнилась для его дочери…

Константин Константинович женился на немецкой принцессе, принявшей в России имя Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны. Чувства молодых людей были искренними (что редко случалось при династических браках). Елизавета очень любила мужа, но так и не смогла стать ему духовно близкой. Современники описывали ее как весьма недалекую, ничем не выдающуюся женщину, любившую светскую жизнь и сплетни. По современным меркам брак таких разных людей очень быстро закончился бы разводом, но об их семейной жизни лучше судить по ее плодам. Супруги прожили вместе 30 лет и вырастили 8 детей, которыми можно было только гордиться. Все сыновья храбро воевали на фронтах Первой мировой войны, один из них геройски погиб, трое были убиты большевиками в Алапаевске вместе с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной; а дочь Татьяна стала настоятельницей монастыря.

Детей воспитывали строго: «”Не могу” и “не хочу” не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами класть их на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски», – вспоминал один из сыновей Князя Гавриил.

Детей растили в православных традициях, и маленькая Таня отличалась особенной религиозностью. А живую, не протокольную, любовь к России дети впитывали не только на церковных службах, но и в изучении истории и поездках по стране, и вместе с семьей юная княжна много путешествовала по древним русским городам. Постепенно в ней укреплялись и гармонично сочетались «константиновская» религиозность, утонченность (княжна не писала стихов, как отец, но была музыкальна и артистична) и тот самый, воспетый Пушкиным, «русский дух».

Константин Константинович очень любил загородные усадьбы – за их особую поэтичность «дворянских гнезд» – и купил подмосковное имение Осташёво на Рузе, в котором подолгу жил с семьей. Здесь 20-летняя княжна и познакомилась с будущим мужем – князем Константином Багратион-Мухранским. Князь романтически сравнивал серьезную, задумчивую, по-настоящему царственную Татьяну с покровительницей своего рода грузинской царицей Тамарой… Младший брат Олег помогал влюбленным, передавал друг для друга письма, за что ему сильно досталось от вернувшегося в имение отца, – пока развивался этот роман, Великого Князя Константина не было в Осташёве. И новость об увлечении Татьяны не обрадовала ни самого Князя, ни его жену. Константин Константинович строго соблюдал династические правила, а брак дочери с, пусть и родовитым, но не принадлежавшим к царской семье Багратионом считался по законам Империи неравнородным, а значит, невозможным. Отец объявил Татьяне, что не даст разрешения на свадьбу раньше, чем через год: «Если же ей идти на такие жертвы, то, по крайней мере, надо быть уверенными, что чувство глубоко». Князю Багратиону было велено вернуться в Тифлис, а Татьяна от переживаний фактически слегла.

Чтобы как-то отвлечь дочь, Елизавета Маврикиевна купила ей книгу о святой царице Тамаре. Ее Татьяна впоследствии особенно почитала как покровительницу своей семьи – в день ее памяти весной 1911 года состоялась долгожданная помолвка княжны с Константином Багратионом. Разрешение на брак дал лично Император и ради него издал специальный указ, согласно которому княжна могла выйти замуж за человека не царского рода, но и она, и ее потомки лишались права на наследование Престола. Но для Татьяны престолонаследие и не имело никакого значения.

Летом того же года, через 3 дня после свадьбы старшего брата Иоанна, состоялось и ее венчание в дворцовой церкви, на которое с радостью приехала Царская семья, – уж кто-кто, а они-то знали, что такое испытание разлукой и брак по любви. Еще через год сам Царь стал крестным отцом первенца Багратионов – Теймураза. А весной 1914 года у княжеской четы родилась дочь Наташа. На этом радостные события в семье княгини закончились – как и для ее любимой России, для нее наступило время тяжелых испытаний.

В августе началась Первая мировая война. Получив благословение отца, на фронт отправились пятеро братьев Константиновичей, а Татьяна проводила на войну и мужа. Не прошло и нескольких месяцев, как во время атаки был смертельно ранен брат Олег. «Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского дома», – были его последние слова. К счастью, он не узнал, что престиж династии было уже не спасти. Крестьяне из соседних с Остешевым деревень по собственному желанию несли гроб молодого князя на руках несколько километров до родовой усыпальницы, а всего лишь через 3 года разграбили склеп, а останки Олега выбросили во двор…

Через год в Галиции погиб и Константин Багратион. Татьяна, жившая тогда у родителей в Петербурге, поехала на похороны мужа в Грузию. Прощаясь с дочерью, Константин Константинович долго смотрел ей в глаза и молча перекрестил, – оба чувствовали, что расставание будет долгим. Через два дня после торжественных похорон Багратиона в главном соборе страны Светицховели пришла телеграмма: умер Великий Князь Константин Константинович. Ему было всего лишь 56 лет. Гибель любимого сына и тревога за остальных детей подкосили его. Но, как ни страшно это звучит, Князю повезло – он так и не узнал, что случится с его семьей и страной после революции…

Обрушившиеся один за другим удары княгиня приняла с удивительным смирением. Себя она посвятила детям, а силы находила в вере. В 1917 году Татьяна Константиновна поселилась в Петрограде, и тут грянула революция. Сразу же были арестованы трое ее братьев – Иоанн, Константин и Игорь, и она носила им по два раза в день передачи в тюрьму, обивала пороги ЧК, пытаясь добиться их освобождения. Вскоре выслали в Вологду брата отца – Великого Князя Дмитрия. В ссылку с ним поехала Татьяна с детьми. Не имея своей семьи, Дмитрий Николаевич обожал племянников, и они с детства платили ему тем же. С возрастом он почти ослеп, и Татьяна с радостью согласилась ухаживать за ним; к тому же, чем дальше было от столицы, тем казалось безопаснее. Саму княгиню еще не арестовали, так как формально она уже не была членом царской династии, но нужно было сберечь детей.

В Вологде они прожили недолго, – через 1,5 года Дмитрия Николаевича вернули в Петроград и расстреляли вместе с другими арестованными Князьями как заложников в ответ на убийство в Берлине Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Пока была надежда добиться освобождения дяди, Татьяна жила в Петрограде в маленькой частной квартирке. Но после расстрела оставаться в России становилось все опаснее, и княгиня с детьми уехала через еще не занятый большевиками Киев в Румынию, где ее приютила родственница – королева Мария, а затем в Швейцарию. С собой из России она увезла совсем немного дорогих для нее вещей, среди которых была та самая подаренная матерью книга о царице Тамаре…

Во всех скитаниях Татьяну Константиновну сопровождал адъютант покойного дяди полковник Александр Васильевич Корочинцев, которого она знала еще с детства. Если бы не его помощь, едва ли молодая женщина с маленькими детьми сумела бы добраться до границы. В Швейцарии Александр Васильевич, давно влюбленный в Татьяну, сделал ей предложение, и они тихо поженились в Женеве. Корочинцев был не только заботливым мужем, но и заменил отца для Теймураза и Наташи, которые к нему очень привязались. Но обычного человеческого счастья на этой земле Татьяне Константиновне было отмерено очень мало. Через 3 месяца после свадьбы Александр Васильевич заболел дифтеритом и умер. Воистину, «вуаль, которая закрывает от наших глаз события последующих лет, соткана милосердной рукой», – как писала когда-то в дневнике Императрица Александра…

Этот удар Татьяна Константиновна тоже приняла мужественно. К тому времени она потеряла уже большую часть близких, – по дороге в Швейцарию узнала о страшной смерти в алапаевской шахте троих братьев и любимой тети Эллы – Великой Княгини Елизаветы Федоровны. От когда-то большого семейного гнезда Константиновичей осталось только четверо братьев и сестер. А от самой «прошлой» жизни – вообще почти ничего: ни Петербурга, ни Осташевской усадьбы с утопающими в сирени домом с колоннами и усыпальницей брата Олега, ни самой России. Только отцовские стихи с болью напоминали о светлой молодости:

Пронеслись мимолетные грезы!
Беззаботные минули дни!
- Словно осенью листья березы,
Незаметно умчались они.

Все, что горького в прошлом прожито
Наболевшей душою моей,
Хоть на миг было мной позабыто
Среди этих безоблачных дней…

После всего пережитого в душе Татьяны Константиновны начала крепнуть давняя мысль о монашестве. Она дождалась, когда дети вырастут и станут самостоятельными (сын пошел по стопам отца и стал военным, а дочь вышла замуж за британского политика и поэта Хепбёрна-Джонстона Чарльза) и приняла долгожданный постриг. В выборе имени для монашества она никогда не сомневалась – святая царица Тамара стала ее небесной покровительницей.

Мать Тамара уехала из Швейцарии в Палестину и 5 лет провела в Гефсиманской общине рядом с храмом св. Марии Магдалины, построенном когда-то – казалось, целую вечность назад, – ее дядями Императором Александром III и Великим Князем Сергеем Александровичем, и так любимой тетей Эллой. Теперь Елизавета Федоровна, как и мечтала, была здесь похоронена, и для матушки Тамары этот храм стал не только святыней, но частичкой потерянной Родины.

Когда мать Тамару назначили игуменьей Вознесенского монастыря РПЦЗ на Елеонской горе, в нем царили нищета и разруха после первой арабо-израильской войны. За годы настоятельства матушки обитель возродилась не только в хозяйственном, но и духовном смысле. Сами монахини очень любили мудрую, спокойную и доброжелательную настоятельницу, всегда державшуюся с достоинством, и называли ее «иконой старой России» и «царственной игуменьей».

Спустя более 20 лет, не смотря на просьбы монахинь, мать Тамара оставила управление монастырем, – ей было уже 85, ухудшилось здоровье, и сил оставалось все меньше. Княжна императорской крови Романова, княгиня Багратион-Мухранская, – сколько титулов и почестей ушли в прошлое, оставив только простое и любимое всеми имя – мать Тамара…

Игумения Тамара умерла на праздник Успения в 1979 году. Проводить ее приехали дети и младшая сестра Вера.

Эта сказка о царевне, не смотря на ее страдания, закончилась тихо и светло.

Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;

Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;

Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.

К. Р. (Великий князь Константин Константинович Романов)